Грантха

из Гуру Грантха

Ум очарован Словом Шабада Гуру, это не описать словами. Язык, окрашенный Истинным Словом Шабада, пьёт с наслаждением Божест-венный нектар, Амри-ту, воспевая Славные Восхваления Ему. Вни-мающий Слову обрета-ет такую любовь, ког-да Господь по Своей Воле одаривает его Своей Милостью.

Шабда-прамана, или Как узнать, что есть Истина?

Когда нам нужен совет в области медицины, мы задаём вопрос медикам. Когда нас интересуют вопросы, связанные со строительством, мы идём к строителям. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову сделать наоборот. Это очевидно. Но куда идти и к кому обращаться, если нас волнуют вопросы о том, что есть Истина?

В качестве философского доказательства истины восточная мысль принимает десять праман. «Прамана» означает доказательство истины, или способ получения знания. Так пишет в своей книге «Размышления о Сакральных Истинах. Шри Ишопанишад» Бхакти Тиртха Свами.

Посредством этих различных праман живые существа получают знания языков, форм и предметов этого и другого мира. К сожалению, живым существам свойственны четыре основных недостатка, заложенных в природе обусловленной души, не позволяющей ей самостоятельно обрести совершенное знание. Эти четыре недостатка следующие:

1. бхрама, или наша тенденция совершать ошибки;

2. прамада, или тенденция падать жертвой майи, иллюзии;

3. каранапатава, или наши несовершенные чувства;

4. випралипша, или наша склонность ко лжи.

Так как же обрести совершенное знание? И возможно ли это? Ведь чтобы получить совершенное знание, необходимо обратиться к совершенному источнику, который был бы абсолютно свободным от перечисленных выше недостатков.

Итак, живое существо получает знание посредством следующих праман:

1. арша (из высказываний мудрецов и полубогов);

2. упамана (посредством сравнения);

3. артхапатти (через предпосылку);

4. абхава (из отсутствия чего-либо или признака его отсутствия);

5. самбхава (через включение в разряд подобного);

6. айтхийа (по традиции);

7. чешта (через жесты);

8. пратьякша (через непосредственное восприятие);

9. анумана (через умозаключения, основанные на опыте);

10. шабда (свидетельство, передаваемое словом).

Шабда – это свидетельство, передаваемое словом. Бхакти Тиртха Свами пишет о том, что это может быть свидетельство как мирских специалистов, например, докторов или учителей, так и утверждение, передаваемое через божественный, авторитетный источник, например, Веды. Первый вид свидетельств не застрахован от осквернения четырьмя недостатками, в то время как второй тип свидетельства, непосредственно шабда-прамана, или апаурушея-шабда, безупречен.

В буквальном смысле шабда означает «звук», но когда речь идёт о шабда-прамане, то подразумевается звук речи, содержащий смысл, произнесённый или записанный безупречной личностью (апта-пуруша). Таким образом, шабда – это богооткровенная Истина. Это знание исходит из чистого трансцендентного источника и потому называется апаурушея шабда: непосредственно произнесённое Богом и низошедшее по цепи ученической преемственности (парампара).

Шабда-пранама – это единственное доказательство истины, которое полностью приемлют преданные вайшнавы и другие философские школы Индии. Шабда-прамана превосходит этот мир, тогда как остальные девять праман материальны. Шабда-прамана – это духовные вибрации Вед, богооткровенных писаний. Их слушание соединяет человека с самой Абсолютной Истиной. Рузов как-то говорил на одной из своих лекций, что посещение священных мест очень благоприятно, но ещё более благоприятно – слушание и чтение о них. Сикхи говорят о Шабад-гуру, слушании, ведущем от тьмы к свету. И хотя сами сикхи категорически отрицают свою связь с ведической традицией, на мой взгляд, корни сикхизма именно в ней. Гуру Грантх – это не что иное, как богооткровенное писание, прославляющее Абсолютную Истину, и записано оно было за просветлёнными личностями – преданными поэтами-бхактами и шестью сикхскими Гуру.

Из десяти праман, впрочем, отдаётся должное и пратьякше и анумане, но лишь до той степени, до которой они соответствуют главной цели жизни преданных – служению Абсолютной Истине. Вайшнавы полагаются на пратьякшу и ануману лишь постольку, поскольку они поддерживают шабда-праману. По словам Шрилы Рупы Госвами: «Если мы можем применить нечто второстепенное для усиления и расширения первостепенного, то нет причин отказываться от такой возможности».

Итак, кому же задавать вопросы об Истине? Самой Истине. А она в Слове, в Писаниях.

«Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога, есть путь к освобождению» – Бхагавад-гита как она есть, 10.

«Через Слово Шабада Гуру побеждается ум, и человек обретает освобождение в своём сосбтвенном доме» – Гуру Грантх Сахиб, стр. 26.

Bookmark and Share