Грантха

из Гуру Грантха

Слова Святых – вот Мантры моего ума. По Милости Святых я очистился. Этот путь освобождения есть моё сокровище. О, Милос-тивый Господь, молю, благослови меня этим даром. О, Бог, излей Свою Милость на На-нака. Я лелею Стопы Святых в своём сердце.

Гуру вселил
Маха Мантру,
Великую Мантру,
в моё сердце,
и я услышал
удивительный Наам, Имя Господа.

Вхождение в мантру

Ниже я привожу отрывок из книги Свами Венкатесананды «Йога Сутры Патанджали», содержащий ценные подсказки по практике медитации на мантру.

Невозможно, в действительности, сконцентрировать внимание на явлениях, порождённых чем-то или кем-то извне. Например, если вы пытаетесь созерцать такое чувство, как агрессия, агрессия или раздражение отсутствуют. Вы понимаете, что некоторое время тому назад вы были раздражены, но сейчас вы спокойны. Поэтому нам даётся особое средство – специфическая намеренная ментальная активность, которую можно наблюдать, представленная в форме мантры. Вы наблюдаете ум или читту, но только специфическую область – слышимый звук мантры. (Если вы научились наблюдать эту мантру, вы также научились наблюдать каждое настроение, возникающее в уме – страх, беспокойство и т. д.)

Ваши глаза могут быть направлены на кончик носа, на лоб или куда вам хочется, но вы совсем не смотрите вовне. Если вы серьёзны в практике концентрации, не возникает ни малейшего различия из-за того, открыты или закрыты ваши глаза. Если вы решили, что не будете ни с кем вступупать в контакт во время медитации, держать глаза открытыми легко. Но когда существует возможность контакта, открытые глаза могут быть отвлекающим фактором.

Глаза не видят того, что, по вашему мнению, вы видите! Что видят глаза, известно только им. Вы не знаете этого. Когда внимание направлено на мантру внутри, глаза могут делать всё, что хотят. Даже это мы в то или иное время переживали в своей жизни. Например, когда вы наслаждаетесь на пляже и внезапно вспоминаете, что забыли выключить стиральную машину, вы не видите того, на что смотрите, вы смотрите на то, что происходит внутри вас.

Когда речь идёт об использовании мантры в джапе, всё ваше внимание должно слушать мантру. Внимание сфокусировано на конкретной области. Мантра должна быть не смутной, но абсолютно ясной. Когда наблюдающий разум заперт наедине с объектом своего наблюдения – то есть, в мире существуют только два этих явления – присутствует совершенная и тотальная концентрация. Существуют только наблюдатель и наблюдаемый.

В течение того мгновения, когда вы осознаёте, что даже наблюдаемый отражается в вас, он не находится вне вас. Это становится ясно на примере мантры. Когда вы думаете, что повторяете мантру, вы слышите её; когда вы думаете, что слышите мантру, вы повторяете её. Они являются двумя аспектами одного явления, они становятся взаимозаменяемыми. Когда весь ум становится мантрой, происходит медитация – ничто другое не отвлекает вас. (Именно это происходит с двумя влюбленными. Их собственные личности исчезли, их умы совершенно поглощены другим человеком. Если этого не произошло с вами, вы не знаете, как любить!) Вы не сознаёте ничего, кроме этой мантры, однако сознаёте различие между тем, кто повторяет мантру, и тем, кто её слушает. Присутствует разделение: «Я слышу мантру».

Затем наступает последняя стадия.

Вы повторяете мантру и фокусируете всё внимание на ней, пока её звук не станет всепоглощающим. В этом случае вы избежали отвлекающих факторов и присутствует ясное видение. Когда эта мантра является единственной мыслью (или объектом), занимающей ваш ум, это уже называется медитацией. Но это не застывшее, статичное явление, поскольку ум – будучи вибрирующим сознанием – не является неподвижным, в смысле мёртвой материи. (Это нечто, очень похожее на солнечный свет, в лучах которого мы сидим. Лучи солнца проливаются на нас так же, как вы фокусируете внимание на объекте медитации.) Существует поток сознания, текущий к нему, и в медитации объект становится всё более и более ясным. Вы не медитируете на объект, вы медитируете в объекте. Выглядит так, словно вы входите в него, смотря на него изнутри. (Стоять вовне и смотреть на объект – это концентрация, а входить в него – медитация.)

Именно тогда вы начинаете задаваться вопросом: «Я повторяю мантру или слушаю её?» На этой стадии вы входите в мантру.

Вы спрашиваете себя: «Если звук мантры является умом, что есть я? Я внутри неё и вовне? Если я нахожусь в ней, я также являюсь умом, «я» – тоже ум». Ум, который расширился до размеров целого мира, стал ограничен этой мантрой. Остаётся единственная проблема: «Какие отношения связывают меня с умом?» Не существует словесного ответа на этот вопрос, но когда он возникает, возможно, что звук мантры внезапно не слышен. (Когда медитация становится более глубокой и остаётся одна мантра – это означает, что слушающий растворяется, происходит медитация и «я» отсутствует – вы узнаете, что это значит.) Здесь «я» сливается с сознанием, и мантра сливается с сознанием. Тогда мантра не слышна, поскольку «я» не существует. Это явление невозможно передать словами.

Чтобы войти в эту медитацию, ум должен быть крайне бдителен. Медитация не может войти в вас; вы должны войти в неё. Весь ваш ум, всё ваше существо должно войти в медитацию – «так, словно «я» не существует». Именно тогда происходит самадхи.

(Что-то ещё может помешать вам слышать мантру – вы можете уснуть, а, проснувшись, решить, что вы вошли в состояние глубокой медитации! Важно сознавать, что это был сон.)

В действительности, невозможно сказать, когда заканчивается концентрация и начинается медитация, или когда заканчивается медитация и начинается самадхи. Одно перетекает в другое, и поэтому три явления считаются одним целым.

Bookmark and Share